Фото vs Охота

0
151

Помню, один известный фотограф дикой природы снял и выложил в своем блоге несколько фотографий грибов. Красиво снял, профессионально, то бишь из положения лежа. Когда камера лежит на земле, создается впечатление, что грибы сняты «с высоты их роста». Восторженных комментариев к тем снимкам было море. Оно и понятно: у хорошего фотографа не то что грибы — камни оживают. Среди комментариев попадались и кулинарные вопросы:

— Вкусные были грибы?
— Не знаю, — честно отвечал автор. — Фотографы свои модели не едят.

Людям, далеким от природы, такой ответ мог показаться странным… Но вернемся к зверям и птицам. Итак, по отношению к охоте природные фотографы бывают трех типов: вовсе не охотники, действующие охотники и бывшие охотники. Наиболее разнообразная публика — это вовсе не охотники. Их отношение к охоте и охотникам варьируется в широком диапазоне — от уважения и сочувствия до воинствующего неприятия.

Действующие охотники, решившие заняться еще и природной фотографией, — категория более однородная и предсказуемая. Сначала человек начинает снимать животных, в которых в другое время года привык стрелять. Потом в какой-то момент происходит осознание себя фотографом, то есть раздается тот самый внутренний щелчок, который выражается словами «фотографы в свои модели не стреляют».

Дальше идет некое разделение: охотник продолжает охотиться на одни виды животных, а снимать другие. К примеру, он охотится на крякв, а с камерой ищет цапель. Так, я знаю охотника, который прекратил добывать оленей, потому что они стали его фотомоделями. Человек, некоторое время пытающийся в попеременном режиме быть и фотографом и охотником, в какой-то момент переходит в категорию «бывших охотников». И таковых, поверьте, немало: среди постоянных фотоавторов наших изданий десятка два наберется точно. А вот чтобы бывший фотограф сменил камеру на ружье — такого я еще не встречал.

Весьма забавно выглядят дискуссии природных фотографов с охотниками. Известно, что за хорошим столом, да под хорошую закуску мужики в какой-то момент начинают «меряться достоинствами».

— Вот ты с какой дистанции косуль стреляешь?
— Ну, со 150–200 метров…
— А теперь посмотри, с какого расстояния я этот снимок сделал.
— Метров с 30.
— Ну и кто из нас к зверю ближе подбираться умеет?
— Ты.
— Ага. Причем в 5 раз…

Обычно после таких диалогов охотники и соблазняются возможностью попробовать свои силы в фотоохоте, иногда — с необратимыми последствиями…

СТРАТЕГИЯ, ТАКТИКА И ТЕХНИКА

Итак, несмотря на все предупреждения, вы все-таки решили попробовать свои силы в качестве фотографа дикой природы. Рассказывать, где искать зверей и птиц, с моей стороны глупо: любой охотник знает это лучше меня. Про материально-техническую часть (какая должна быть камера, какой объектив и как ими пользоваться) тоже говорить не буду: об этом достаточно написано в книжках о фотографии и инструкциях по эксплуатации камер и объективов.

Скажу главное: не спешите апгрейдить свою фототехнику, не выжав из нее максимум ее возможностей. К сожалению, начинающие фотографы с завидным упорством стремятся приобрести профессиональную аппаратуру, не освоив азов.

 

Бобры, после того как спрос на их мех исчез, стали часто попадаться на глаза человеку. А ведь раньше они вели ночной образ жизни и сфотографировать их было проблематично.

Со стратегией похожая история. Часто новичок, успевший снять некоторое количество птичек на веточках, вдруг испытывает непреодолимое желание поснимать их в каком-нибудь заповеднике на краю земли, искренне веря, что уж там-то все звери и птицы выстроятся перед его объективом в шедевральную композицию. Подобное происходит с неопытными охотниками, которые, еще не научившись по звуку крыльев отличать крякву от свиязи, рвутся на big five и мечтают вписать свое имя в таблицу мировых рекордов.

Да, на постижение природы требуется не один год и не одно десятилетие, и исключений из этого правила нет. Поэтому основной совет начинающим фотоохотникам: приступайте к своим полевым экспериментам в знакомых местах. Это могут быть ваши охотничьи угодья, окрестности озера, на котором вы рыбачите, лес, куда ходите за грибами, парк, где выгуливаете собаку, перелесок за забором дачного участка… Да хоть зеленый скверик в городском квартале! Важно, чтобы это были места, которые вы знаете и любите.

Хотите красиво, информативно и эмоционально снимать природу — снимайте тех животных, за которыми наблюдали, чьи повадки изучили. В процессе съемки, как и на охоте, вы продолжаете свои наблюдения, и каждый день приносит вам маленькие открытия. Помните: в ваших местах никто лучше вас не снимет. Даже самый опытный заезжий турист с самой дорогой оптикой.

Оптимальная тактика съемки зависит от конкретного ландшафта, и универсальных рекомендаций здесь нет и быть не может. Самое главное — помнить, что фотография должна быть красивой. Помните об этом при выборе ракурса, фона и освещения. Если на охоте принято дожидаться зверя на номере, то с точки зрения фотографии подкормочная площадка и солонцы едва ли станут украшением кадра.

Для съемки лучше выбрать какое-то другое место на звериной тропе, где и само животное попадет в кадр без помех, и фоном послужит естественный ландшафт, без следов человеческой деятельности. Затаившись с камерой, вы вскоре поймете, что кабаны подпускают гораздо ближе, чем принято считать, олени и лоси не боятся неподвижного объекта, не издающего звуков, а у лис любопытство часто оказывается сильнее страха. Пробуйте, экспериментируйте! Взглянув на зверя не с огневой точки, а с иного ракурса, вы обязательно увидите красивую и неповторимую картинку, которую можно запечатлеть с помощью фототехники.

ПРАВИЛЬНАЯ ФОТООХОТА

Несмотря на отсутствие законодательных ограничений в фотоохоте, в среде природных фотографов действует свой моральный кодекс. Состоит он всего из трех пунктов:

1. Фотограф должен минимизировать свое воздействие на ландшафт.
2. Постобработка фотографий не должна препятствовать правдивому отображению действительности.
3. Сопроводительные подписи должны быть точными и честными.

Первый пункт можно изложить иначе: фотограф не имеет права приносить вред окружающей среде ради хорошего снимка. К примеру, излишнее приближение к птичьему гнезду может привести к гибели всей кладки, так что не стоит платить за свои снимки такую цену. Кстати, на серьезных природных фотоконкурсах не рассматриваются фотографии птиц на гнездах. Загонять и вспугивать зверя в фотоохоте тоже не принято. В общем, любые «маленькие хитрости» не должны переходить границу добра и зла.

Со вторым пунктом, думаю, все предельно понятно. В фотошопе можно подтянуть тени, убрать пылинки, сделать легкую цветокоррекцию. А вот «вшопливать» отдельно снятого зверя или птицу в пейзаж недопустимо. Коллаж, аппликация могут выглядеть ярко и эффектно, но вряд ли правдиво.

Больше всего вопросов (и скандалов) бывает по третьему пункту. Вот классические грабли, на которые наступают даже известные фотографы: крупным планом снимается труп или подранок; животное, снятое в загоне, выдается за дикое… Впрочем, далее перечислять подлоги смысла нет, ибо фантазия человеческая безгранична. Просто не делайте так. Всегда честнорассказывайте об условиях съемки, и вас будут уважать. Вокруг нас полно прекрасных и неповторимых сюжетов, созданных самой природой: снимать — не переснимать. Вот и снимайте на здоровье!

Внимательный читатель, просмотрев фоторяд к этой статье, вправе задать вопрос: где же та самая четверка крякв, вылетающая на рассвете из тени в свет между клочьями тумана на болоте? Каюсь: пока не снял, а всего лишь описал один из «кадров мечты».

Но обязательно постараюсь снять, благо ничего сложного я не надумал, картина типичная, все охотники ее неоднократно наблюдали. А может быть, вам уже удалось сделать такой или подобный ему кадр? Присылайте в редакцию! Хорошие фотографии нам всегда нужны.