Наш выбор

0
163

Обычно первоисточником проекта закона служит министерство. Оно, как элемент исполнительной власти, первым сталкивается с несовершенством действующего закона, а в случае его отсутствия определяет потребность в новом законе и пишет проект.

В данном случае речь идет о министерстве природных ресурсов. Но оно, согласно Конституции РФ, не обладает правом законодательной инициативы. Этим правом обладает Правительство РФ, куда и направляется проект закона, а уже оно, правительство, после рассмотрения, обсуждения и одобрения направляет его в Государственную Думу Российской Федерации.

Есть путь короче, но, к слову, это значит, более быстрый. Необходимо пробудить интерес конкретного депутата ГД к данной теме, написать проект закона, и депутат внесет его на рассмотрение в соответствии с регламентом работы Государственной Думы. И здесь проект закона из правительства и от депутата ГД становится на одну и ту же стартовую линию.

Понятно, что в недрах министерства проекты законов пишут юристы-чиновники. Их задача в первую очередь защищать проектом интересы государства и народа, так как это понимают они. Вектор этого понимания направлен против охотников. Их проект направлен на сокращение числа объектов охоты, на сокращение сроков охоты, на ужесточение требований к человеку с ружьем и т.д. Поодиночке с этим бороться бесполезно.

Но почти все охотники объединены в Ассоциацию российских охотничьих и рыболовных общественных организаций (РОРС). Дальше речь пойдет об охотниках, но все это в равной степени относится к рыболовству, спортивному и любительскому.

Так что же делает РОРС для законодательной защиты интересов своих членов? Горячие головы говорят — ничего не делают. Но это несправедливо. Делают, и немало. Участие представителей РОРС в рабочих группах Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы РФ в работе круглых столов и экспертных комиссий и т.д. — все это оказывает свое влияние на содержание поправок к закону.

Охотники и рыболовы России должны сказать спасибо депутатам Государственной Думы В.А. Язеву и Э.Г. Глубоковской, которые взвалили на свои плечи тему охоты и рыболовства. Но будем откровенны — успехи в их работе могли быть большими.

Одним из скрытых резервов повышения успешности их деятельности может стать межфракционная рабочая группа «Природа МРГП», которая была создана в Государственной Думе РФ недавно.

Руководителем этой группы является депутат Государственной Думы, руководитель Комитета по обороне адмирал Владимир Комоедов.

Руководителем секции охоты является депутат Государственной Думы Николай Валуев, руководителем секции любительского и спортивного рыболовства депутат ГД Леонид Огуль. Группа «Природа» будет заниматься проблемами охоты, любительского и спортивного рыболовства. На сегодня численность МРГП составляет 19 человек. Со временем ее численность возрастет до 40 человек, что составляет почти 10% от общего состава Государственной Думы.

Понятно, что они разбираются в тонкостях проблем экологии, охоты и рыболовства. Это уже большая сила при обсуждении и голосовании по данной тематике. Не будем забегать вперед в оценке успешности работы межрегиональной группы, тем более что срок ее деятельности до конца полномочий депутатов шестого созыва. Это может произойти спустя 30 дней после выборов, т.е. где-то во второй декаде октября, если президент не примет решения собрать заседание первой сессии седьмого созыва Государственной Думы РФ раньше этого срока.

В таких условиях главной задачей группы является создание законодательного задела для работы Государственной Думы в новом созыве. Хочется надеяться, что депутаты — члены группы «Природа» будут избраны вновь.

Но… остановимся на время и обсудим такой вопрос: а почему РОРС и другие охотничьи и рыболовные общественные организации не участвуют в выборах депутатов Государственной Думы? Ответ вроде лежит на поверхности: в выборах участвуют только партии. Так-то оно так.

Но кто запрещал общественным организациям предлагать партиям своих достойных представителей? Никто! Более того, партии сами заинтересованы расширить круг привлекаемых кандидатов. Тем более что закон о выборах депутатов в Государственную Думу разрешает включать в свои списки не членов партии.

Стоит подробнее рассмотреть этот пункт Закона «О выборах» в Государственную Думу. Предполагать, что здесь подразумеваются члены других партий, едва ли верно. Брать в свои ряды перебежчиков не хочет никто. Другое дело, беспартийные члены общественных организаций или самовыдвиженцы. Среди них реально найти достойных. Как видим, и закон, и партии сами предлагают свое взаимодействие.

Давайте посмотрим уставы наших общественных организаций. Для начала ограничимся одной из них, но самой многочисленной — РОРС. В уставе в разделе «Цели» в пункте 2.1.5 говорится: «Создание необходимых правовых условий деятельности РОРС…». А с чего начинается это создание? С принятием законов в Государственной Думе. Так почему мы в стороне от этого?

В настоящей Государственной Думе есть депутаты — представители других общественных организаций, например садоводов, обманутых вкладчиков, автомобилистов и т.д. А что же мы, охотники? А мы молчим. Такие застенчивые общественные организации очень нужны некоторым руководителям. Ими украшают всякие президиумы, им шлют благодарственные письма, почетные грамоты и другие символы гражданского общества.

Но мы не хотим, чтобы нами «декорировали» общественную жизнь страны, именно поэтому мы, охотники, не должны быть пассивными созерцателями политических процессов в стране, ведь мы тоже граждане и не имеем права оставаться в стороне от таких важных событий, как выборы депутатов Государственной Думы. Иначе нам не покинуть стан пассивных людей, которые вынуждены потом, после принятия законов, как попрошайки, просить внести поправки, уточнения и пр. Может, хватит стесняться?

Неучастие в политической жизни страны началось с первых дней создания Росохотрыболовсоюза. С 1958 года и продолжается до сих пор. В 1989 г. закон о выборах депутатов в СССР предусматривал участие в них представителей общественных организаций. Помню, что среди них были общество «Знание», академия наук СССР и т.д.

Но не было среди них нас, представителей охотников и рыболовов. И если тогда, в 1989 году, была возможность напрямую участвовать в выборах, то теперь такой возможности нет. Но это не лишает нас и наши общественные организации права взаимодействовать с партиями, которые участвуют в выборах. Еще и сегодня это сделать не поздно.

Ну а что касается имен выдвигаемых кандидатов, то у нас этой проблемы нет. Мы знаем своих героев. Назову лишь три фамилии: охотовед Виктор Гуров, юрист Вячеслав Михайлов, ученый Андрей Линьков. Судя по их публикациям в «РОГ», это глубокие специалисты в нашем охотничьем деле. В своих публикациях они, ни на что не претендуя, демонстрируют общегосударственный подход к рассматриваемым проблемам. И это лишь моя часть списка. А сколько таких членов РОРС может назвать правление Ассоциации и организации на местах?

Есть у нас, избирателей, еще один прием увеличения числа депутатов — сторонников охоты и рыболовства. На встречах с кандидатами задавать им всем вопрос об их отношении к нашему увлечению, к нашей отрасли.

Своего кандидата избиратель выбирает, как правило, по его отношению к двум-трем проблемам, близким его уму и сердцу, и пусть среди этих вопросов будет один наш — охотничьей или рыбацкий. А по ответу мы уже сделаем сами правильные выбор. Для того чтобы ни один кандидат не пришел мимо такой системы отбора в субъектах Федерации, нужно создать штаб проведения такого отбора, который за 2-3 дня до конца агитационной кампании огласит итоги этой работы.

Согласно информации о численности наших рядов, общее число охотников и рыболовов составляет в России 18-19 млн человек. Учитывая численность семьи, можно предположить, что число наших сторонников-избирателей может достичь 45 млн, а если учесть и внесемейное влияние, то и 50 млн, т.е. около 50 процентов голосов всех избирателей. При этом мы не отказываемся от политических симпатий наших избирателей.

В наших руках и такой инструмент воздействия на кандидата, как избирательский наказ. Каждый кандидат, поскольку до выборов неизвестно, как пройдет в Государственную Думу, должен от нас получить такой наказ.

Мы прекрасно знаем, что депутат не всегда выполняет свои наказы. Что же, это слабость нашей избирательной системы, но мы имеем возможность напоминать депутату о его обещаниях.

Мне могут возразить, а правильно ли выбор депутата сводить к одной не самой распространенной теме: охота и рыболовство? Есть еще проблемы жилья, дорог, международные и т.д. Все это так. Но, как по капле воды можно судить о свойствах океана, так и здесь отношение депутата к нашим проблемам дает почти безошибочный путь к принятию решения.

Существует мнение, что надо присоединяться к одной из партий. Все льнут к партии власти — «Единой России». Нельзя укорять их в этом. Но следует признать, что такой подход не соответствует реальной жизни.

Можно протащить на съезде общественной организации решение о взаимодействии с какой-либо партией. Но ведь в составе общественной организации есть приверженцы других партий, нужно учесть и их интересы.

Создайте своего рода общественные фракции. Это будет реальная справедливость, а не результат взаимодействия руководителей и машины голосования.

Помните, был в СМИ такой журналистский ход: если бы я был директором. А что нам мешает пофантазировать сегодня?

Я бы собрал центральное правление РОРС с привлечением нынешних депутатов ГД РФ, общественности, я обсудил проблему участия в выборах в ГД. Постарался убедить в своей правоте членов центрального правления. А дальше этот вопрос я бы вынесен на общее собрание РОРС для обсуждения и принятия решения, ну а дальше — вперед, на выборы.

Когда я заканчивал писать эту статью, поступила газета «РОГ» № 15, в которой почетный член ВОО Виктор Фадеев призывает нас «выдвинуть и выбрать достойных представителей охотничьей отрасли… способных отстаивать интересы и права общественных организаций и коллективов охотников». Это означает, что зреет в рядах охотников осознание наших возможностей.